Европа

Однажды Диана сказала, что хотела бы быть "королевой людских сердец". Ей это удалось: прошло 19 лет с тех пор, как ее не стало, но тысячи людей во всем мире помнят о "народной принцессе" – культ леди Ди жив и поныне. Возможно, потому, что она следовала принципу, высказанному в одном из интервью: "Я хочу входить в больничную палату для умирающих или сидеть возле больных детей и всегда чувствовать, что я нужна. Я хочу действовать, а не просто существовать".

"Икона стиля" и "Самая популярная женщина ХХ столетия", как именовали ее в СМИ, родилась 1 июля 1961 года в Сандрингеме, графство Норфолк. Ее отец Джон Спенсер являлся виконтом Элторпа, представителем семейства Спенсер-Черчиллей: его предки были носителями королевской крови. Как дочь пэра, она получила образование в привилегированной школе для девочек.

Брак Дианы с Чарльзом, принцем Уэльским, сделал ее частью королевской семьи – и эпицентром всеобщего внимания. А искренность, открытость и доброжелательность превратили голубоглазую блондинку с классической британской внешностью и неизменной улыбкой в любимицу миллионов. Для многих она оказалась воплощением в жизнь истории о Золушке (пусть даже и не из народа) – сказки о том, как скромная воспитательница детского сада превратилась в настоящую принцессу.

Своих поклонников леди Ди с годами не разочаровала: занималась благотворительностью, привлекая внимание равнодушного мира к проблемам тех, кто нуждался в помощи, - поддерживала больницы, помогала детям разных стран, участвовала в акциях по борьбе с раком, лейкемией, СПИДом, стала участником движения за прекращение производства противопехотных мин. "Дети - вот с кем воюют мины… Больные дети - боль всей Земли. Все разговоры о политике преступны, когда болеют и голодают дети", - говорила принцесса, чем заслужила в прессе имя "Розы мира" и всенародную любовь.

Причины и обстоятельства ее гибели в августе 1997-го в Париже до сих пор вызывают споры. А досужие разговоры о подробностях личной жизни остались в прошлом. Зато память о добрых делах жива. Говорят, когда в 1994 году в Версальском дворце Диану увидел знаменитый кутюрье Пьер Карден, маэстро воскликнул: "До сих пор в Версале знали только короля-солнце. Теперь здесь появилась принцесса-солнце". Вероятно, потому, что солнечной была ее душа.

Источники изображений:

01 – Принцесса Диана

02 – Свадьба Принца Чарльза с Дианой

03 – Принцесса Диана в Зимбабве, 1993 г.

04 – Принцесса Диана, 1996 г.

На чердаке одного из домов в пригороде Тулузы было обнаружено монументальное живописное полотно. Велика вероятность, что картина принадлежит кисти одного из знаковых художников итальянского барокко − Микеланджело Меризи да Караваджо.

Семья, обнаружившая картину, связалась с местным антикваром Марком Лабарде, который, в свою очередь, сообщил об этой неожиданной находке своему коллеге, эксперту по живописи Эрику Туркену. Картина была в относительно хорошем состоянии, несмотря на условия, в которых она хранилась. Туркен очистил произведение от загрязнений и подверг его скрупулезной технологической экспертизе: рентгенографированию, исследованию в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. После проведенных изысканий, эксперт пришел к заключению, что большое полотно размером 144х175 см, изображающее сцену обезглавливания Олоферна Юдифью, написано между 1600 и 1610 годами и выполнено Караваджо или же его школой.

Предполагаемая стоимость полотна 120 миллионов евро (96 миллионов фунтов). Описывая работу, Туркен сказал, что «свет, экспрессия и композиция типичны для манеры Караваджо. Картина написана уверенной и умелой рукой в характерной живописной стилистике. Все вышеперечисленное позволяет считать ее подлинным произведением Караваджо».

Полотну присвоили статус национального достояния Франции, предполагающий, что оно не может быть вывезено из страны в течение ближайших 30 месяцев. В своем заявлении министерство культуры Франции сказало, что картина, «чью историю происхождения и подлинность еще предстоит установить», должна оставаться на французской земле. Сейчас найденное на чердаке произведение изучают эксперты Лувра, пытаясь установить его автора.

Сюжет, изображенный на картине, встречается и в других работах Караваджо, а характер живописи соответствует манере итальянского художника. На полотне запечатлен момент обезглавливания Олоферна Юдифью, когда голова отрезана лишь наполовину, а сама жертва еще жива. Лицо Олоферна обезображено болью и ужасом, взгляд его невидящих глаз направлен куда-то вверх, из шеи хлещет кровь, и умирающий делает последнее усилие, чтобы подняться. Юдифь с почти бесстрастным выражением лица, как будто на секунду прервалась, чтобы внимательно посмотреть на нас. В это же время старая женщина на втором плане призывает ее скорее довести начатое дело до конца.

Другое произведение, посвященное этому же библейскому сюжету и бесспорно принадлежащее кисти Караваджо, можно увидеть в Палаццо Барберини в Риме. Здесь почти обезглавленный Олоферн пытается приподняться на ложе. Его лицо искажено воплем, а широко открытые глаза полны ужасающего понимания происходящего. Юдифь сосредоточена на своем действии. Она − женщина, которая должна совершить чудовищное убийство во славу своего Бога. На ее лице мы читаем неустрашимость, решительность и одновременно с этим − отвращение. Ее помощница, охваченная благоговейным страхом, держит наизготове мешок, чтобы положить в него голову Олоферна.

В сравнении с вышеописанным произведением, картина, обнаруженная в пригороде Тулузы, выглядит несколько беспомощно. Безусловно, ее колористическое решение и направленный, почти театральный свет невероятно близки живописи Караваджо. Но в ней практически отсутствует характерное для итальянского художника мускульное напряжение. Полотно из Палаццо Барберини сопоставимо с шекспировской трагедией: здесь есть глубокое и пронзительное понимание убийства, как долга совести. Но что играет Юдифь «из Тулузы»? Она словно впала в глубокую задумчивость и совершенно безучастна ко всему происходящему. Взгляд ее направлен прямо на зрителя – почему? Персонажи на работах Караваджо никогда не ведут себя так рассеянно и отрешенно. В его полотнах всегда присутствует эмоциональное и чувственное напряжение, которое, как электрический ток, «ударяет» персонажей.

Туркен, считающий, что обнаруженное произведение было выполнено Караваджо, получил поддержку Николы Спинозы – бывшего директора музея Неаполя и одного из ведущих экспертов по живописи Караваджо. В интервью Агентству Франс-Пресс, Спиноза заявляет: «Надо признать, что полотно, о котором идет речь, действительно выполнено ломбардским мастером. Это можно определить почти наверняка, даже если мы не обнаружим реальных и неопровержимых тому доказательств».

Впрочем, французское издание «Le Quotidien de l’Art» цитирует другого эксперта, Мину Грегори, которая отмечает «бесспорное качество произведения», но не спешит приписывать авторство Караваджо.

«Один из многих экспертов, с которыми я встречался, − говорит Туркен, − сказал, что велика вероятность того, что картина из Тулузы была написана кем-то из последователей великого художника».

Следует сказать, что установить авторство Караваджо чрезвычайно сложно. Это во многом связано с тем, что итальянский живописец занимает весьма специфическое место в истории искусства. В свое время имя Караваджо обросло дурной славой, однако, его выразительный и драматичный стиль вдохновлял многих художников 17 века. У Караваджо появились подражатели во всех уголках Европы, которые охотно переняли его пронзительную живописную манеру.

Несмотря на это, его ненавидели и осуждали. Он обладал вспыльчивым нравом и тяжелым характером. Жизнь художника сопровождалась скандалами, потасовками и тюремными заключениями. Современников возмущала и шокировала его слишком реалистичная, не чуравшаяся неприглядных сторон жизни, неприукрашенная живопись. Работы классицистов, таких как Пуссен, выглядели куда более благообразно и традиционно. В 18 веке о Караваджо и вовсе забыли. Только около 1950 года его заново открыли для истории искусства. Именно поэтому с куда большей вероятностью можно обнаружить на чердаке картину Караваджо, нежели полотно Пикассо или Рембрандта.

В одном из интервью Эрик Туркен сказал, что по поводу авторства найденного произведения никогда не будет единого мнения. Некоторые искусствоведы и эксперты приписывают «картину с чердака» Луи Финсону − нидерландскому живописцу и торговцу живописью рубежа 16-17 веков, который был одним из первых последователей Караваджо. Известно, что Финсон владел некоторыми работами итальянского мастера, и не исключено, что он мог делать копии с некоторых картин Караваджо.

Источники изображений:

01 – Найденная картина «Юдифь и Олоферн»

02 – Микеланджело Меризи да Караваджо

03 – Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн », 1599.

04 – Кадр из интервью с Эриком Туркеном.

После славных начальных лет отечественного кино, после сталинской эпохи, когда выпускалось в год всего по пять фильмов и каждый из них должен был просматривать сам Вождь... После всех этих лет страха и трепета наступил XX съезд и оттепель. А до этого была Великая Отечественная, событие планетарного масштаба. Война, в которой все народы бывшего СССР ценой необычайных жертв выстояли и победили. Такой опыт духовной жизни народа не мог пройти незамеченным. Эпоха строжайшей цензуры ушла в прошлое. Нет, сама цензура никуда не делась, просто она стала больше вегетарианской, что ли. Фильмов стали выпускать не 5 в год, а на порядок больше. Создалась здоровая конкуренция среди недавних выпускников ВГИКа по классу режиссуры. Пожалуй, самым знаменитым выпуском был в это время выпуск Михаила Ромма: Андрей Тарковский ("Андрей Рублев", "Иваново детство", "Зеркало", "Солярис", "Сталкер"), Василий Шукшин ("Живет такой парень", "Печки-лавочки", "Калина красная") и другие. Сергей Герасимов, надо отдать ему должное как великому педагогу, выпустил из своей мастерской также немало выдающихся режиссеров и актеров. Его знаменитый проект, осуществленный еще на закате сталинской эпохи, − фильм "Молодая гвардия" открыл миру такие имена, как Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо. Бесспорной звездой авторского кино станет впоследствии знаменитая выпускница класса Герасимова − Кира Муратова ("Долгие проводы", "Короткие встречи"). Из стен ВГИКа в это время выходит великий сценарист Геннадий Шпаликов ("Я шагаю по Москве"), режиссеры: Георгий Данелия ("Сережа", "Я шагаю по Москве, "Не горюй!", "Мимино", "Кин-дза-дза!"), Эльдар Рязанов ("Карнавальная ночь", "Гуссарская баллада", "Берегись автомобиля"), Георгий Чухрай ("Сорок первый", "Баллада о солдате"), Александр Митта ("Друг мой Колька", "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда"), Андрей Кончаловский ("Первый учитель", "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж"), Марлен Хуциев ("Мне двадцать лет", "Июльский дождь") и многие другие. Поистине это было звездное время. О каждом из перечисленных мною художников можно было бы написать целую книгу, а не маленькую статью-заметку в интернете. Причем, оговорюсь, это далеко не полный список. Кстати, приблизительно в это же время ВГИК заканчивает и великий американский режиссер чешского происхождения Милош Форман ("Полет над гнездом кукушки", "Амадей" и многие другие картины, давно ставшие мировой киноклассикой). Впрочем, выпускник ВГИКа Сергей Бондарчук также удостоился премии Оскар за свою выдающуюся экранизацию романа-эпопеи Льва Толстого "Война и мир".

Можно сказать, что оттепель словно дала новое творческое дыхание молодым и очень талантливым людям, решившим связать свою жизнь с отечественным кинематографом. Международный кинофестиваль во французском городе Канны сразу же отреагировал на появление так называемой новой русской волны.

Мир буквально был взорван таким проникновенным шедевром Калатозова (режиссер) и Урусевского (оператор), как "Летят журавли" по мотивам пьесы Сергея Розова "Вечно живые".

Содержание этой картины сводится к следующему: Борис (актер Баталов) с Вероникой (актриса Самойлова) любят друг друга, вот-вот собираются пожениться; они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война.

Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

Сцена проводов на фронт поразила своей художественной выразительностью, своими открытиями в области операторской съемки. Быстрая и очень эмоциональная смена планов: общий, крупный, средний создавали атмосферу невероятного напряжения. Режиссер и оператор таким образом передавали свое собственное впечатление от первого дня Большой Войны. Вот мы видим благородное лицо актера Баталова. Он ждет свою Веронику: придет или не придет на проводы. В воздухе так и чувствуется какая-то трагическая предопределенность. Судьба частная переплетается с судьбой общей. Лицо Баталова крупным планом и вдруг смена плана, дается общая панорама, и мы видим, сколько таких Баталовых уже собралось на площади. Это будут те первые, от которых не останется даже могилы. Они будут накручивать свои кишки на гусеницы немецких танков под Юхновым, их предаст бездарное командование и цинично бросит в топку войны, что траву - в печь! Но это не пушечное мясо. Нет! Авторы, напряженной сменой планов дают потрясающие портретные зарисовки − это и есть тот самый полк, который по команде и под марш "Прощание Славянки" прямо у вас на глазах сейчас взойдет в бессмертие. Конечно же, "человек − тростник, но, на беду свою, тростник мыслящий". И мысль его − источник высокой трагедии и вдохновения.

И вот бежит, бежит опоздавшая красавица Вероника. Она наивна. Она еще и не жена, и не женщина. Еще и не целована по-настоящему. Она еще не знает, как провожают мужей на смертный бой. Нет у нее еще такого опыта. Герой Баталова − для нее еще принц из детской сказки, и с ним ничего не может произойти, тем более что ему готовы дать бронь с завода как ценному специалисту. Поэтому она и не торопится, она идет на проводы с кульком сладких печений. Это ее детское, сладкое, наивное. Как рассыпятся эти печенюшки под ногами марширующих бесчисленных ног, как ударят вам при этом по барабанным перепонкам аккорды знаменитого марша! И посыпятся, посыпятся сладенькие печеньки под ноги тех, кого уже никогда не придется увидеть. Потому что это еще недавние дети идут на фронт, наивные, чистые, высокие, и всех их ждет Война, мерзкая грязная, подлая. "Ах, Война, что ж ты, подлая, сделала: Вместо свадеб − разлуки и дым! Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим". Приблизительно в это же время создаст свои бессмертные строки Окуджава.

Для показа в фестивальной программе в Каннах название фильма было переведено как "Когда пролетают аисты" (фр. «Quand passent les cigognes»). Это связано с лингвистическим казусом: словосочетание «летят журавли» на сленге означает «проститутки воруют». Чтобы избежать двусмысленности, решено было изменить оригинальное название, подобрав слова, близкие по значению.

Сергею Урусевскому во время работы над картиной "Летят журавли" удалось проявить себя не только как оператору, но и в качестве конструктора: для съемок эпизода гибели Бориса им были придуманы и изготовлены круговые операторские рельсы — ноу-хау, получившие широкое распространение в современном кинематографе. После просмотра фильма Никита Сергеевич Хрущев подверг картину резкой критике, со свойственной ему прямотой и непосредственностью назвав героиню Татьяны Самойловой «шлюхой». Пабло Пикассо (Pablo Picasso) перед демонстрацией в Каннах ленты "Летят журавли" сказал Татьяне Самойловой: «Уверен, после показа Вашей картины Вы станете звездой», а после просмотра фильма назвал его гениальным.

На съемочной площадке фильма "Летят журавли" ассистентом оператора два дня работал посетивший Москву по турпутевке и случайно оказавшийся на "Мосфильме" молодой француз-кинолюбитель, который некоторое время спустя стал известным кинорежиссером. Звали туриста из Франции Клод Лелуш (Claude Lelouch, создатель знаменитой мелодрамы "Мужчина и женщина"). Он-то и посоветовал своему приятелю − одному из членов оргкомитета Каннского фестиваля взять в конкурсную программу картину Михаила Калатозова, которую считал шедевром.

О режиссерах современного отечественного кинематографа мы поговорим в следующих наших статьях.

Е.В. Жаринов

Источники изображений:

01 – Дворец фестивалей и конгрессов в Каннах.

02 – М.К. Калатозов.

03 – С.П. Урусевский

04 – 10 – Кадры из к/ф «Летят журавли»

11 – Татьяна Самойлова в Каннах

С наступлением весны пробуждается не только природа, но и арт-рынок. Именно в это время года открывается большинство антикварных ярмарок, где коллекционеры, арт-дилеры, да и все желающие и имеющие возможность могут купить как произведения стоимостью в несколько миллионов долларов, так и рядовые антикварные предметы изобразительного искусства, а также работы современных художников. Сегодня мы расскажем, где в Европе и в России стоит искать шедевры.

Антикварный салон

Место проведения: Москва, Россия

http://www.antiquesalon.ru/

Антикварный рынок в России существует не так давно. И одним из самых важных событий в отечественной художественной жизни является Антикварный Салон, который проводится два раза в год: весной и осенью. Сотни самых известных и респектабельных российских галерей предлагают вниманию посетителей, среди которых немало коллекционеров и арт-дилеров, сотни тысяч произведений декоративно-прикладного и ювелирного искусства, полотна русских и западноевропейских живописцев (впрочем, они, как правило, представлены в небольшом количестве), произведения иконописи и многое другое. Здесь можно найти как невероятно дорогие вещи, стоимостью в несколько миллионов долларов, так и предметы искусства по более скромным ценам. Помимо этого, Салон ведет активную просветительскую политику: во время проведения Салона все желающие могут посетить круглые столы, где обсуждаются самые острые и важные проблемы мира искусства и, в частности, арт-рынка.

Международная ярмарка Mercanteinfiera

Место проведения: Парма, Италия

http://mercanteinfiera.it/

Это событие ежегодно проходит в самом сердце Италии, в самом «вкусном» городе региона Эмилья-Романья, в месте, где работали такие великие художники, как Пармиджанино и Корреджо – в Парме.

Mercanteinfiera – это, можно сказать, не просто ярмарка, а город антиквариата. Каждый год здесь принимают участие около тысячи галеристов из всех крупных европейских городов. Десятки тысяч человек, посещающих эту ярмарку, могут выбирать из примерно такого же количества предметов искусства то, что им по душе или по карману. Эта выставка приятна тем, что на прилавках здесь можно найти не очень дорогие, но приятные старинные безделушки или же забавные вещи из недавнего прошлого. Единственное условие, которое нужно учитывать покупателям не итальянца м, — приобретать надо предметы не старше 50-ти лет, поскольку вещи более преклонного возраста вам не позволит вывезти из страны таможня.

Антикварная ярмарка TEFAF

Место проведения: Маастрихт, Голландия

http://www.tefaf.com/

Пожалуй, одна из самых известных, влиятельных и вместе тем неимоверно раскрученных ярмарок искусства, которая каждый год на несколько дней собирает в Маастрихте кураторов, коллекционеров, музейщиков, экспертов и просто неравнодушных к искусству людей со всего мира. Наряду с традиционными работами старых мастеров и прочими старинными вещами, будь то мебель или украшения, на TEFAF посетители могут увидеть и приобрести широкий спектр произведений современного искусства, а также фотографии и книги. Только здесь на полотне стоимостью в несколько миллионов долларов чуть ли не в день открытия можно увидеть красную метку «продано». Славится TEFAF, в первую очередь, своей непревзойденной репутацией – основное внимание организаторов, по их же словам, сосредоточено на «качестве и мастерстве исполнения вещей и на проверке их подлинности». Прежде чем попасть на ярмарочный стенд, каждый предмет искусства в обязательном порядке проходит художественную экспертизу. В «проверочную комиссию» Маастрихтской ярмарки входит около 175 экспертов в 29 различных категориях.

Брюссельская ярмарка искусства (BRAFA)

Место проведения: Брюссель, Бельгия

http://www.brafa.be/

BRAFA (сокращенно от Brussels Art Fair) является одной из самых старых ярмарок антиквариата в мире – вот уже на протяжении 60-ти лет каждый год она открывает свои двери для любителей искусства. Идея ее создания принадлежит бельгийским антикварам, которые однажды решили, что раз в год их галереи будут объединяться для антикварного праздника, где рады всем желающим. Надо сказать, что брюссельская BRAFA, к тому же, − одна из самых престижных ярмарок искусства в Европе. Здесь представлен огромный спектр произведений на любой, даже самый избирательный и привередливый вкус. На этой невероятно эклектичной ярмарке Вы найдете все, что угодно, начиная от китайских ваз династии Мин и произведений эпохи Ренессанса, до ювелирных украшений, рукописей, редких комиксов, фотографий, мебели и прочего.

И, конечно, как на любой другой ярмарке, главное удовольствие BRAFA — это полная непредсказуемость. Сами галереи порой не могут заранее предугадать, что они будут показывать и предлагать посетителям в будущем году. В отличие от музейных выставок, которые планируются в прямом смысле годами, антикварные полны неожиданностей и сюрпризов. Вещи постоянно приходят и уходят − и чем они лучше, тем быстрее. Поэтому ярмарка − мероприятие невероятно азартное: количество находок и неожиданных встреч на стендах зависит только от нашего собственного любопытства.

Биеннале антикваров

Место проведения: Париж, Франция

http://www.sna-france.com/

Биеннале антикваров в Париже, наравне с брюссельской BRAFA и Маастрихтской TEFAF, является самой престижной ярмаркой антиквариата и изобразительного искусства в Европе. Начиная с 2014 года каждую весну (до этого Биеннале проводилось раз в два года) под куполом Гран-Пале выставляются произведения искусства из самых разных областей. Впрочем, если вы решили обзавестись парой-тройкой полотен старых мастеров, вам, скорее, нужно ехать в Брюссель или Маастрихт, но вот если вы захотели приобрести старинные ювелирные украшения ( haute joaillerie) или антикварную мебель, вам, безусловно, стоит отправиться в Париж. Мебель — это, можно сказать, «фирменное блюдо» ( specialite de la maison) выставки в Гран-Пале. И, даже если вы не собираетесь ничего покупать, стоит все-таки посмотреть на это событие. Париж, как известно, – это «праздник, который всегда с тобой», и Биеннале антикваров – лишнее тому подтверждение. Это не просто ярмарка искусства, но это каждый раз умопомрачительно роскошное светское торжество. Каждый год для оформления Гран-Пале организаторы Биеннале приглашают лучших дизайнеров. Так, например, в 2012 году оформлением и дизайном пространства антикварной выставки занимался Карл Лагерфельд.

Источники фотографий:

01 – Ярмарка BRAFA. Портал Blouin Artinfo.

02 – Антикварный салон. Официальная страница в Facebook.

03 – Ярмарка Mercanteinfiera.

04 – Ярмарка TEFAF. Официальная страница в Facebook.

05 – Ярмарка BRAFA. Официальная страница в Facebook.

06 – Биеннале антикваров. Официальная страница в Facebook.

Вверх